Toiminnastamme

Tarjoamme säännöllistä opetusta ja työpajoja lapsille (5-14 v.) ja aikuisille. Taidestudio on aloittanut toimintansa Happy Land -perhekeskuksessa Espoossa syksyllä 2014.
Perustajana ja ohjaajana on ammattitaiteilija ja -muotoilija Olga Veselovskaya. Pienempien ryhmien vetäjänä toimii Elena Shemyak.
Tiedustelut: 046-964 2700, taidestudio(at)gmail.com.


Uutta!
TaideStudiolla on nyt suomenkielisia sivuja taidestudio.wixsite.com/taidestudio
Sieltä löytyy ajankohtaista tietoa
aikuisten opetuksesta. Ilmoittautuminen on käynnissä :)
2)
Työpajat aikuisille: ks.tässä.

Изостудия семейного центра Happy Land (Эспоо) начала свою работу осенью 2014 года.
Создатель и руководитель изостудии - профессиональный художник и дизайнер Ольга Веселовская. Занятия для детей 5-14 лет и взрослых. Младшие группы ведёт молодой художник Елена Шемяк.


Внимание!
Запись в русскоязычные группы Изостудии на следующий учебный год на сайте happyland.fi

О нашем подходе к обучению / Lähestymistavastamme taideopetukseen (suomennos tulossa!)

Ольга Веселовская, руководитель Изостудии, художник

Уже второй год существует наша изостудия. Чем же мы там занимаемся, чему учим? Благодаря посту одного из родителей наших учеников я решила ответить на эти вопросы и подробнее осветить некоторые моменты.

Почему и зачем человек рисует?
Наверно, в первую очередь потому, что ему хочется! Да.
А кто сам пробовал, тот знает, что изобразительное творчество — это способ познания окружающего мира («я знаю, какая лошадь - я её рисовал»).
Рисование — также выражение своего отношения к явлениям и событиям. Это способ работы со своими эмоциями, канал для выхода как радости, так и гнева. Это переживания. Увлекательный процесс творчества. В ряде случаев это и результат (картина, рисунок).

«Финский и русский подход?»
Многие говорят о финском и русском подходах к изобразительному искусству. Давайте разберёмся, что здесь имеется в виду.
Различие существует, и оно имеет исторические корни.
Русской традиции, которая испытала на себе византийское влияние, свойственно использование одновременно нескольких выразительных средств (форма, цвет, линия, пятно, контур, пространство, фактура). С детства у нас со словом «красивый» ассоциируется «украшенный, насыщенный деталями, цветом». Вспомните, как выглядели страницы любимых сказок вашего детства. Скорее всего, они были богато украшены орнаментами, витиеватыми заглавными буквами, яркими, сочными цветами. А полотенца в доме, а посуда? У многих людей со славянскими корнями понятие красоты прочно связывается с обилием декоративных элементов.
Скандинавская и финская культуры, напротив, склонны упрощать деталировку, используя только одно-два выразительных средства одновременно, не допуская ощущения перегруженности. Именно в предельной простоте здесь научились видеть красоту.

Неотъемлемой частью культуры стала эстетика изобилия либо соответственно сдержанности. Хорошей иллюстрацией может служить убранство культовых сооружений православия (также католицизма) по сравнению с лютеранством. Разница подходов видна во многих видах искусства, в том числе в народном творчестве.

Благодаря интернету и возможности путешествовать современному человеку уже с детства становится доступно множество различных подходов: смотри, пробуй, чувствуй, принимай новое. Расширяй своё сознание, развивай вкус.

Подход к обучению изобразительному искусству также различается. Разницу можно охарактеризовать так. Реалистический подход — это ответ на вопрос «КАК?» В первую очередь ставится акцент на схожести с натурой, на высоком уровне технического исполнения, обучают реалистическому изображению предмета. Вопросы «что мы изображаем» и «зачем» отходят на второй план.
Другой, концептуальный подход — это ответ на вопрос «ЧТО?» Ставится вопрос, ЧТО мы изображаем, зачем это делаем, и ЧТО мы хотим передать. Вопрос «как» - второстепенный.


Российское художественное образование традиционно базировалось на реалистическом подходе. Рисование с натуры прекрасно развивает наблюдательность, пополняет личную копилку образов, развивает так называемую память руки. Однако, чрезмерный академический нажим, акцент на правильности построения и развитии технических навыков часто «засушивает» молодого ученика, убивает его живую фантазию и самостоятельное видение, загоняя в жёсткие рамки правил. Робкий вопрос «А у меня правильно?» выдаёт внутреннее состояние несвободы. В результате такого перекоса нейтрализуется эмоциональная составляющая процесса, пропадает радость творчества. Возникает вопрос: а ради чего мы учим?
Концептуальный подход, в свою очередь, избавлен от проблем чрезмерного штудирования. Манифестом провозглашается творчество. Казалось бы, что может быть лучше? Твори и будь свободен, никаких правил! Но в начале творческого пути это грозит полным хаосом — в следствие отсутствия у начинающего отправной точки, какой-либо базы накопленных образов. В результате используются одни и те же клише. Не подкреплённые наблюдениями реальной жизни, созданные характеры страдают однообразием и малой выразительностью. В результате замысел картины остаётся не донесённым до зрителя ввиду слабости образов и неразвитости технических навыков.

С распространением фотографии реализм в искусстве в определённой степени потерял актуальность: теперь фотоаппарат выполняет задачу воспроизведения действительности несравненно быстрее, дешевле и точнее. Что остаётся художнику? Его самого, да и зрителя интересуют чувства, переживания, личное отношение автора к изображаемому. Что автор счёл главным, а чему не придал значения? Как он трепетал, выписывая цветы, ощущая их аромат! Зритель «считывает» эмоции, глядя на картину. Получается, современному художнику повезло — технические задачи переданы фотографии, а ему осталось самое вкусное — творчество.

Какой подход у нас в изостудии?
Придётся ли нам выбирать между реализмом и концепцией, между «учимся» и «творим»?
В наших занятиях мы стараемся совмещать оба этих подхода, взяв от каждого лучшее. Учимся, творя, или вернее так: творим, учась.
Мы много рисуем с натуры, стараясь при этом не забывать, что художник не должен становиться рабом натуры. Не художник для натуры, а натура для художника!
Натура должна вдохновлять, может быть озадачивать - работа должна быть эмоциональной, даже если мы рисуем... спичечный коробок. Работа, выполненная равнодушно, не затронувшая самого автора, не затронет и зрителя.

Чему следует учить в первую очередь?
Нет, не тому, как смешивать краски. Не светотени и перспективе.
Главной целью является научить ВИДЕТЬ. Видеть как художник.
Кто-то проходит мимо дерева, не обращая на него внимания. Кто-то краем взгляда зацепит основание, взгляд побежит вверх и вдруг остановится — внезапно кора становится шершавой и совсем другого цвета! Почему? Там сверху, мощное разветвление! Какой странной формы ветви... Ой, а небо! Вон там, среди серой пелены, маленькое синее-синее пятно, какое же оно яркое! Оно похоже на птицу. Мы учимся смотреть и ВИДЕТЬ. Замечать необычное в обычном. Быть наблюдательными.
Художник видит - и переживает восторг, удивление (радость, грусть, боль). И он берётся за кисть. Эмоция — обязательная предпосылка для творчества.

А как всё-таки с науками? Можно (и нужно ли) учить светотени и прочим наукам, и если да, то когда? Можно учить. Когда — тогда, когда ученик готов воспринимать такую информацию. Он сам задаст такой вопрос. И тут его нельзя оставить без ответа. Ответ всегда будет понят на своём уровне. Позже будем не раз возвращаться к теме, каждый раз углубляясь. Заодно — повторение, которое, как известно, мать учения.


В чем мы видим нашу задачу?
Основную задачу я вижу в поддержании мотивации к изобразительному творчеству. Мало кто станет профессиональным художником, но мы поможем каждому желающему научиться этому языку — языку изобразительного искусства, замечательному способу самовыражения.
Поддерживать мотивацию довольно просто: для этого ученикам должно быть интересно. Что не исключает возможности и сложных заданий. Задания стараемся делать разнообразными.
Мы пробуем различные техники, различные виды искусства (живопись, графику, лепку) и внутри них различные жанры (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистика и др).
Отлично работает собственный пример: если преподаватель рисует прямо на глазах у учеников, они видят, что «вот так можно», этими же красками и вот этой самой кисточкой. Другой может, и я смогу!

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.